Круиз на КипрЧасть 3: Между Грецией и Турцией |
|
Оглавление
Истина воздержания
Ларнака
Большая мечеть
Граффити Ларнаки |
Продолжение рассказа о морском круизе на Кипр из Хайфы:
Часть 3: Между Грецией и ТурциейМы продолжаем нашу пешеходную прогулку по Ларнаке. Идем в Большую мечеть, что примыкает к старой крепости. Вид на мечеть с крепостной стены. Djami Kebir / Great Mosque В поисках входа сделаем очередной экскурс в историю. Как мы уже говорили, в конце XIX века Великобритания получила контроль над Кипром. Местные жители почему-то не очень обрадовались этому факту, и на острове развернулась борьба за независимость, которая увенчалась провозглашением республики в 1960 году. Однако это не разрешило главного противоречия Кипра – противостояния греческой и турецкой общин. Понятно, что греки воспринимали турков "понаехами", осевшими на острове во времена османского господства. А турки считали Кипр своей землей. Среди греков-киприотов, впрочем, не было единства по поводу будущего своей страны – немало из них поддерживали идею присоединения к Греции. В 1967 году в самой Греции к власти пришла так называемая хунта «чёрных полковников», и, как водится, идея "маленькой победоносной войны" и быстрой территориальной экспансии оказалась актуальной. Удивительно, но почему-то таков сценарий правления практически всех подобных режимов! При поддержке «чёрных полковников» в 1974 году на Кипре происходит военный переворот, целью которого должно было бы стать присоединение острова к Греции. Однако Турция тут же высаживает на Кипре свои войска, мотивируя это необходимостью защиты своих соплеменников, и оккупирует около трети острова. Кипр оказывается разделенным на греческую и турецкую части. Разумеется, начинается исход греков с Северного Кипра и турков – с греческой части. В общем, сколько сейчас турков осталось в Ларнаке – загадка, с которой даже всезнающий Гугл не может справиться. Но не сложно догадаться, что есть прямая связь между событиями 1974 года и закрытой мечетью в центре Ларнаки. Чалмы и фески – надгробия в виде традиционных головных уборов на мусульманских могилах во дворе мечети. Кстати, после облома с присоединением Кипра к Греции "черные полковники" утратили влияние, были отстранены от власти, отданы под суд и приговорены к смертной казни, замененной позднее пожизненным заключением. Сожалея, что все совпадения в этой истории случайны, мы продолжаем нашу прогулку по старому городу. Арки-контрфорсы поддерживают стену мечети. Какие-то гербы украшают дома в старой турецкой части города. Пошли к главному христианскому храму Ларнаки, церкви святого Лазаря. Лазарь, воскрешенный Иисусом, перебрался на Кипр, стал епископом и с тех пор почитается покровителем острова. Церковь Святого Ла́заря / Ιερός Ναός Αγίου Λαζάρου Основанием церкви традиционно считается 890 год, когда здесь была обнаружена гробница с надписью «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В конце IX – начале X века над могилой Лазаря была построена церковь. В годы османского владычества церковь стала мечетью, и три её купола с колокольней были уничтожены. Барабаны снесенных куполов видны и по сей день. В 1589 году турки вернули... ну как, вернули? продали изуродованное здание обратно православной общине. Лишь после падения османского владычества удалось восстановить колокольню, и, видимо, поэтому ее стиль несколько выбивается из общего ансамбля. Впрочем, о каком ансамбле можно говорить, когда постройке больше тысячи лет, и она многократно достраивалась и перестраивалась? Готические галереи были пристроены в эпоху венецианского господства над островом, например. Какая-то надпись нерусская... Зайдем внутрь. Храм, действительно, впечатляет! Мрачная византийская торжественность, очень уместная здесь, в греческой среде. Двуглавый орёл – символ Кипрской православной церкви. При Палеологах, в XIII веке двуглавый орел стал императорским символом Византии. Как мы знаем, в 1497 году Иван III женился на византийской принцессе Софье Палеолог. Ромейский герб соединили с московским, в результате на орле появился всадник, попирающий дракона. От Византии же двуглавый орел перешел и к автокефальной Кипрской православной церкви, одной из древнейших поместных Церквей Востока. Многоярусный резной деревянный иконостас, поставленный в XVIII веке, выполнен в традициях барокко. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане епископа Китиона. Святой Лазарь, покровитель Ларнаки. Святой Николай, покровитель моряков и путешественников. К иконостасу можно подойти вплотную. Рака с мощами святого Лазаря. В 1970 году в церкви случился пожар. В ходе восстановительных работ в крипте церкви обнаружили саркофаги. Один из них считается могилой Лазаря. В надежде вылечиться от недугов или в благодарность за чудесное выздоровление люди приносят сюда восковые фигурки, так называемые "исцелительные вотивы". Немного отдохнув в прохладе храма, вновь выходим под палящий зной. * * * Рядом с собором находятся захоронения европейцев, живших в городе в XVII–XVIII веках.
Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks! Вокруг церкви – несколько построек существовавшего здесь некогда монастыря, в одной из них находится небольшой музей. Он, слава Б-гу, оказался закрыт, и мы продолжили нашу прогулку. Углубляемся в лабиринты улочек старого турецкого города. Здесь много интересных домов, пребывающих в плачевном состоянии. Опасное здание! Двери старой Ларнаки. Впрочем, не все так плохо – какие-то здания удается содержать в приличном виде, и часто в них находятся мастерские художников, галереи, лавочки, торгующие антиквариатом и прочими предметами не первой необходимости. Художественная галерея.
Ювелирная мастерская. "Тайная вечеря" отчеканена в серебре. Еще одна художественная галерея. Но здесь нас ждал сюрприз – все эти руины оказались расписанными шаловливыми ручонками художников стрит-арта. Этих граффити было так много, что мы, пожалуй, посвятим им целиком следующую главу (а иначе картинки будут плохо грузиться). |
|
||