Махтеш Рамон и Тель-АвдатПолнолуние и благовония |
|
Оглавление:
Звездопад в пустыне
Путь благовоний |
Продолжение рассказа о поездке в пустыню Негев. Начало здесь. Часть 2: Тель-Авдат. Путь благовонийНа обратном пути из Мицпе-Рамона в Хайфу решили посетить руины древнего Авдата, так зовуще раскинувшиеся на горе рядом с 40-й трассой. Кстати, если будете искать этот город по Google-картам, ищите Ovdat (почему, мы не знаем). От кемпинга возле Мицпе-Рамона (Хан Беерот) до Авдата 40 км, 40 мин на машине. Avdat National Park / Национальный парк Тель-Авдат Вы наверняка слышали о Петре, городе, целиком вырубленном в скалах по другую сторону Мертвого моря? Он когда-то был столицей царства набатеев, пустынного народа, контролирующего «Путь благовоний». Так назывался караванный путь, по которому с юга Аравийского полуострова в Средиземноморье нескончаемым потоком шли ценные пряности: южноаравийский ладан, смирна, – а так же африканские специи. Специи "Пути благовоний". "Путь благовоний" на схеме в музее.Петра была крупным перевалочным пунктом на этом пути. Но сейчас речь не о ней. От Петры до средиземноморского порта в Газе путь караванов пролегал через набатейские города: Авдат, Халуца, Мамшит и Шивта. Сейчас их руины находятся на территории Израиля. Они включены в перечень всемирного наследия Юнеско, и у нас есть возможность посетить их без заморочек с переходами границ. Чтобы понять, как появились эти города, надо представить себе организацию каравана. Благовония, специи, лекарственные растения, красители и драгоценные металлы грузили на верблюдов, каждый из которых мог нести 150–200 кг. Один караван обычно состоял из 10–20 верблюдов, и вел его опытный погонщик. Понятно, что люди и животные нуждались в охране, питании и отдыхе на протяжении этого долгого и опасного пути. Так на пути караванов стали появляться стоянки. Окруженные стенами, способными защитить от нападения пустынных бандитов, такие стоянки давали приют погонщикам и верблюдам. Благодаря прибыльной торговле благовониями караванов становилось все больше, стоянки разрастались и превращались в довольно крупные поселения. Так появился Авдат, который со временем стал крупной станцией на основном торговом маршруте Петра – Авдат – Газа. В начале нашей эры, на пике могущества Римской империи, основного потребителя роскоши в античном мире, торговля благовониями достигла своего расцвета. К этому времени в разросшееся Набатейское царство входили северная Аравия, Эдом, Моав, Хоран, Негев и Синай. В 106 году нашей эры умер последний набатейский царь Раббэль II Сотер, и Набатейское царство было присоединено к Римской империи. Впрочем, историю подчинения набатеев Риму лучше послушать в Петре, а сейчас мы сосредоточимся на Авдате. Макет Авдата в музее при заповеднике.В византийский период, в IV веке н.э., Авдат уже был крупным городом с цистернами для сбора и хранения воды (одного из главных ресурсов в пустыне), продуктовыми складами и мастерскими, где производилось все необходимое для передвижения караванов. Город окружали обширные сельскохозяйственные угодья. Набатеи хранили воду в потайных цистернах, незаметных взгляду непосвященного наблюдателя.В начале VII века н.э. в этом районе произошло сильное землетрясение, разрушившее Авдат, после чего город был заброшен. Впрочем, после – не значит вследствие. Здесь, видимо, автор истории Авдата деликатно умолчал об арабских завоеваниях, которые как раз начались в это время, и последовавших византийско-арабских войнах. Они-то и положили конец торговле благовониями на всем Ближнем Востоке и вообще надолго ввергли эти земли в положение глухой окраины мира. Так что не будем рассказывать вам байки о ложном прогрессе, который якобы возможен лишь благодаря войнам. Наоборот! По нашим наблюдениям, именно войны этот прогресс замедляют, а человечество – отбрасывают на много лет (если не веков) назад. Наш маршрут по заповеднику почему-то начался с бани византийского периода (IV в. н.э.).В буклете написано, что баня была построена римскими солдатами. Будем считать, что они находились на службе константинопольского базилевса. Впрочем, современники свое государство Византией не называли, это всегда была Восточная Римская империя. Так что не будем придираться. Теплые полы в "солдатской" бане. По этим трубам поднимался горячий пар и грел стены. Такой, по мнению современного художника, была атмосфера в византийской бане. Ничем от сегодняшней не отличающаяся.Мы вышли из бани и с некоторым ужасом посмотрели наверх – нам предстояло карабкаться в гору по немилосердной августовской жаре. Нет, мы, конечно, и не такое проделывали в своей жизни, но после малосонной ночи в кемпинге нам это восхождение показалось чрезмерным. Вернулись в информационный пункт при входе. Обратились к служащим, дескать, неужели нельзя наверх подъехать на машине? Туда зачем-то проложена вполне приличная дорога. "Конечно, можно!" – было ответом. Нам дали талончики со штрих-кодом, чтобы можно было въехать под шлагбаум. "Ура!" – подумали мы и побежали к машине. А размышления о том, почему сотрудники турист-информейшн нам сразу не дали эти самые талончики, а заставили бегать туда-сюда, мы решили отложить на потом. * * * Поднявшись на гору (слава Б-гу, уже на машине), мы остановились у виллы римского периода. Арки древней постройки. Вид на пустыню Негев. Когда-то здесь пролегал путь "из арабов в римляне". Сейчас роль караван-сараев выполняют заправочные станции. Очень живописно!После фотосессии под арками римской виллы мы вновь запрыгнули в машину и поднялись на самый верх. Вид на древний город от римской виллы. Очень мощный указатель в форме крышки канализационного люка.Припарковавшись у старого византийского квартала, мы незамедлительно полезли на сторожевую башню, откуда, впрочем, особых видов не открылось. Голуби облюбовали бойницы сторожевой башни.
Рядом с башней находится так называемый «зал со сводами». Арки, несущие каменные плиты кровли, были недавно разбиты местными бедуинами в знак протеста против очередных притеснений. Притеснения бедуинов, как правило, заключаются в том, что им мешают незаконно захватывать землю страны. Происходит это так: бедуины возводят постройки из говна-и-палок, отправляют скот на самовыпас, а когда их спрашивают, с чего это вы построили дома на земле, которая вам не принадлежит, бедуины очень обижаются и
В скобках заметим, что залитые томатным супом картины и разбитые артефакты прошлого вряд ли смогут устранить мировую несправедливость, но слава Герострата не дает покоя некоторым буйным (его имя сейчас вылетело из головы, вспомним – напишем!). На наш взгляд, сценки получились очень живыми! Из византийского квартала мы направились по "сокращенному" маршруту в крепость. Для более стойких исследователей сообщим, что если из византийского квартала повернуть направо (по длинному пути), можно увидеть остатки раннего набатейского поселения, римский лагерь Десятого легиона и дорогу, по которой шли караваны верблюдов. Мы, честно признаемся, решили проигнорировать эти богатства, было слишком жарко для вдумчивой прогулки по пустыне. Крепость в Авдате.
Не щелкнуло ли у вас смутное воспоминание при взгляде на эту картинку? Ну конечно, любой Нам, конечно, понятно желание кинематографистов выбрать картинку посочнее, но в скобках заметим, что иудейский Синедрион никогда на набатейских землях не заседал. И вообще описанные в Новом Завете события имеют больше отношения к зеленой и плодородной Галилее, чем к песчаному и безжизненному Негеву. Зато потом туристы удивляются плотно засевшему в их головах стереотипу о том, что Израиль сплошь представляет собой каменистую пустыню, а это – совсем не так. Глаз Саурона в пустыне Негев.Но прежде, чем зайти в крепость, остановимся у остатков винного пресса. Винодельня принадлежала фермерскому хозяйству ранневизантийского периода. Долина у подножия города была засажена виноградной лозой, из которой здесь производили прекрасное вино. При взгляде на юг видны остатки тропы благовоний, идущей с юго-востока, по которой караваны прибывали в Авдат. Художественное изображение виноделов за работой. Остатки жерновов.* * * Входим в цитадель. По этому каналу дождевая вода стекала в большую цистерну. Сама цистерна находится в центре крепости.Как мы уже говорили, поселение в Негеве достигло своего апогея в византийский период. Вместе с византийцами сюда проникло и христианство. Набатейцы приняли новую веру, и набатейское письмо было заменено греческим. Именно в это время были построены крепостные сооружения, великолепные церкви, благоустроены дороги и расширены сельхозугодья. В дохристианскую эпоху местные жители поклонялись набатейской богине любви и красоты Уззе, эквиваленту греческой Афродиты, наряду с Зевсом-Ободой и, возможно, главныму набатейскиму богу Душаре. При раскопках обнаружены цветная лепнина и фрески, типичные для набатейских храмов. Случайная отметина на стене удивительным образом напоминает рыбу, символ христианства. Церковь Святого Феодора была когда-то частью монастыря, расположенного внутри крепости.В полу находится несколько мраморных надгробий с надписями 541–618 гг. н.э. Самая ранняя высечена на могиле некоего Феодора, по которой и дали название всей церкви. Макет церкви Святого Феодора. Мраморный алтарь (?) * * * Крепостные ворота. Так называемая "северная церковь", самая ранняя христианская постройка в Авдате. Ворота храма украшены разными символами и надписями.Греческая надпись на перемычке гласит: "Зевс-Обода помог Ирениусу, который построил эту башню в 188 году с помощью архитектора Вайло из Петры." Кто был этот «Зевс-Обода»? Скорее всего, это был царь Авдата Обода II. После смерти царя обожествили, уравняв его с верховным богом греческого пантеона (из чего мы можем сделать ошибочный вывод о его небывалом могуществе). Кстати, в его честь и был назван город, помните, мы рекомендовали искать на Google-картах Овдат? Дело в том, что в семитских языках (к которым относится арабский, иврит и вымерший набатейский) гласные звуки гуляют что кот по буфету, и чередование о/а определяется отнюдь не привычными нам правилами. Да, и "б" только так переходит в "в"! Поэтому не стоит удивляться, что названный в честь Ободы город стала Авдатом. Это невозможно понять, с этим нужно просто смириться :-) Да, и насчет даты основания этой церкви. Отсчитывались годы от основания Provincia Arabia в 106 году н.э., следовательно, год постройки ворот – 294 год нашей эры. Основатель государства Израиль Давид Бен-Гурион в Тель-Авдате. Еще одна арка с символами. Вид из цитадели на римскую виллу.По храмовой лестнице мы спустились в пещеры, однако, ничего интересного не обнаружив, вернулись на парковку. Раскопки продолжаются. Будем надеяться, археологи вскоре порадуют нас новыми открытиями.На машине мы вернулись к визитор-центру и расположились на обед за специально установленными столиками. После вчерашнего ужина в кемпинге у нас было чем подкрепиться, а в дополнение к роскошному обеду мы разжились бутылочкой прекрасного вина, изготовленного по старой набатейской традиции. Впрочем, шутки шутками, а вино, купленное у подножия древнего Авдата, было великолепным. Путь из Авдата в Хайфу (260 км) занял 3 часа.Было воскресенье, первый рабочий день недели в Израиле. На обратном пути мы собрали все пробки, не помогла даже попытка объехать их по платной трассе. Плохо выспавшемуся в кемпинге водителю пришлось собрать волю в кулак, глаза – в кучу, а также окучить все попавшиеся на пути кафетерии, чтобы не заснуть за рулем. И все же мы сделали это! Отдохнули, как всегда, в усмерть! Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks! Еще почитать по теме: Копи царя Соломона. Эйлат – Тимна – Мертвое море Через пустыню Негев к Красному морю Эйлатские радости и Беэр-шевские сладости. Путешествие на юг Израиля |
|