Новогодний автопробегВокруг Балтики и Рождество в Праге |
|
Идея
Паром |
Часть IV: Берлин5 января 2014, воскресенье. Прогулка по Берлину, переезд в Прагу, дневной пробег 350 км Итак, вчера поздно вечером мы приехали в Берлин и остановились в "Новотеле" на Музейном острове. Novotel Berlin Mitte Выбор этого места был обусловлен его близким расположением к главным берлинским музеям, куда мы и направились утром после добротного немецкого завтрака, погрузив машину и оставив ее на подземной парковке отеля. Однако добраться до Музейного острова оказалось не так-то просто. Путь был прегражден колоссальными строительными (или восстановительными?) работами на Дворцовой площади. И вообще весь центр выглядел как одна большая строительная площадка! Берлину, конечно, здорово досталось во время Второй мировой, да и последующая социалистическая действительность не сильно способствовала его украшению. Следы разрушений – повсюду. Серая зимняя погода добавила В том месте, где находится наш отель, река Шпрее делится на два рукава, образуя остров Рыбачий – Fischerinsel. Когда-то это был довольно бедный район, впрочем, его застройка пережила штурм Берлина, но власти ГДР решили все снести и застроить панельками. Как видите, им это удалось. Остатки былой роскоши.Северная часть Фишеринселя называется Музейным островом и образует один из наиболее известных культурных центров Берлина. Туда мы и направились, но ориентироваться по солнцу было затруднительно в силу его отсутствия, и мы довольно быстро заблудились. Пришлось брать языка. Им оказался интеллигентного вида пожилой немец, неплохо говоривший по-русски. Он и наставил нас на путь истинный. Nikolaikirche, кирха св. Николая – самая древняя церковь Берлина (1220–1230).Знакомый с топографией Берлина читатель, наверное, удивится, куда нас занесло! Вот и мы удивляемся. Зато удалось посмотреть на кое-какие достопримечательности немецкой столицы. Маршрут Бронзовая скульптура, выполненная Августом Киссом в 1855 году, стала одним из шедевров берлинского необарокко. Теперь она украшает безликую послевоенную застройку города.По мосту пересекаем реку в обратном направлении. На заднем плане – главный Берлинский кафедральный собор. Вокруг развернулась грандиозная стройка. Вид на собор через Дворцовый мост (привет Петербургу!)Наконец, выходим к собору, делаем фотографию, но внутрь не заходим – время поджимает, нашей целью сегодня являются берлинские музеи. Казалось бы, до них рукой подать, но приходится петлять... * * * Здание Государственного Совета ГДР.Это конструктивистское здание возведено напротив того места, где когда-то располагался Берлинский замок, сильно поврежденный во время штурма Берлина и впоследствии взорванный коммунистами вопреки протестам общественности. От замка уцелел лишь один портал, с балкона которого по легенде Карл Либкнехт провозгласил «германскую социалистическую республику» во время Ноябрьской революции 1918 года. Этот портал и Кстати, мощные строительные работы на площади проводились с целью восстановления Обходя стройку, снова пересекаем Шпрее по Шлюзовому мосту (Schleusenbrücke). В перила моста вмонтированы медальоны, на которых изображены виды Берлина. Этот, например, изображает город в 1688 году. Берлинская строительная академия была построена в 1832–1836 годах по проекту выдающегося немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля. Один из памятников – как раз ему. Остатки здания, разрушенного во время штурма Берлина советскими войсками, были снесены в 1962 году. Остался лишь угол (тот, что не закрыт растяжками). Говорят, академия будет восстановлена под девизом «Как можно больше Шинкеля» (и это не шутка). * * * Наконец, мы вышли к искомому Музейному острову. Тут целая концентрация музеев чрезвычайной культурной ценности! Старый музей, бывшая Королевская картинная галерея.У входа в музей установлены две скульптуры: "Сражающаяся амазонка" уже знакомого нам по Георгию-победоносцу Августа Кисса и "Львоборец": всадник на вздыбленном коне пронзает копьём поверженного на землю льва. Гринписа на него нет! Старая национальная галерея.В собрании Старой национальной галереи представлены произведения скульптуры и живописи XIX в., от французских импрессионистов и до фресок творивших в Риме назарейцев. С сожалением проходим мимо. * * * Миновав Старый и Новый музеи, картинную галерею, мы встали в хвост длиннющей очереди в Пергамон. За ним расположен еще один, музей Боде. В целях экономии купили общий билет на посещение всех пяти музеев острова (12 евро – 1 музей, 18 евро – все пять). Теперь надо попасть хотя бы в два. Тем временем очередь затянулась на час, а то и дольше. Пергамский музей / Pergamonmuseum Пергамский музей получил всемирную известность благодаря впечатляющей реконструкции археологического ансамбля Пергамского алтаря. Среди других шедевров – ворота Милетского рынка, ворота Иштар из Вавилона и фриз из Мшатты. Любителю истории невозможно игнорировать сей кладезь культуры мировых цивилизаций! «Пергамский алтарь» – один из самых значительных памятников эллинистического периода, сохранившихся до наших дней. Он был найден немцами в 1867–1873 годах при строительстве дороги в так называемой Малой Азии, что на территории Турции. Работами руководил инженер и архитектор Карл Хуман, он-то и обнаружил практически нераскопанный древний город Пергам. Немного о Пергаме: После распада недолго существовавшей империи Александра Македонского на ее территории образуются так называемые "эллинистические государства", которые возглавили полководцы Александра Великого. Разумеется, между ними практически сразу начались войны, которые глобально закончились тем, что на юге утвердились Птолемеи, а на севере – Селевкиды. При Антиохе III, прозванном Великим, государство Селевкидов достигло вершины своего могущества, и сей славный муж ввязался в войну с набиравшим силу Римом. В 192 г. до н.э. разразилась Антиохова (она же Сирийская) война, которая закончилась сокрушительным поражением сирийского войска в битве при Магнезии в 189 г. до н.э. Отобранные у Селевкидов малоазиатские территории римляне поделили между своими союзниками, Родосом и Пергамом. Таким образом Пергам стал одним из крупнейших городов-государств греческого мира. Воодушевленные территориальными приобретениями, его правители задумали превратить Пергам в новые Афины. Строится акрополь, храмы, театр на десять тысяч зрителей, создается библиотека. С последней могла соперничать только Александрийская. Пергам становится родиной многих знаменитых деятелей античности – скульптора Эпигона, писателя и инженера Битона, философа Гегесина, греческого ритора, учителя Октавиана Августа Аполлодора, святого Антипы... Макет алтаря в Пергаме.Около 180 года до н.э. пергамский царь Эвмен II воздвигает грандиозный алтарь, посвящённый Зевсу и Афине. Снаружи его украшают рельефные фризы, повествующие о борьбе богов с гигантами. Его-то и нашел немецкий инженер Хуман. Судьба оказалась благосклонна к открытию Хумана, ему удалось каким-то чудом предотвратить уничтожение только что открытых руин: турки без особых колебаний пережигали найденный тогда мрамор в известь. Зато в Германии быстро оценили сенсационность находок. В Пергам направляется целая экспедиция. Немецкие археологи смогли отыскать практически все основные фрагменты алтаря. По соглашению с османской стороной они переходили в собственность Германии. Найденные артефакты на ослиных повозках перевозили к побережью, перегружали на корабли и отправляли в Берлин. Для демонстрации восстановленного Пергамского алтаря и был создан Пергамский музей, Пергамон. В названии его слышится созвучие с Парфеноном – так осознавшая свою национальную целостность Германия противопоставила «пергамские древности» фризу из главного афинского храма, выставленному в Британском музее. * * * Еще одним малоазийским шедевром Пергамского музея являются рыночные ворота из древнегреческого города Милета. Ворота построены во II веке нашей эры, скорее всего, во время правления императора Адриана. Они были найдены во время раскопок, которые проводились в этом городе под руководством немецкого археолога Теодора Виганда в начале ХХ века. Когда фрагменты ворот были представлены кайзеру Вильгельму II, тот настолько впечатлился, что заказал их масштабную реконструкцию. В 1925–1929 годах Милетские ворота были восставлены и установлены в Пергамском музее, где специально для этого построили новый зал. Поскольку от оригинальных ворот сохранились лишь фрагменты, при реконструкции в существенной мере применялись современные материалы, и такой подход вызвал шквал критики историков и археологов. Тем не менее масштаб воссозданного не может не удивлять! Мозаика из Милета, II век н.э.Еще одним потрясающим воображение экспонатом Пергамского музея являются ворота, посвящённые богине Иштар, один из самых известных памятников архитектуры Вавилонского царства. Ворота были построены в 575 году до н.э. по приказу царя Навуходоносора II. Несмотря на свой возраст, ворота прекрасно сохранились, в отличие от аналогичных сооружений, дошедших до наших дней в руинах. Стену украшают изображения реальных животных и мифических существ. От ворот богини Иштар начиналась дорога Процессий. Дорога Процессий (реконструкция). Рядом с воротами богини Иштар расположена стела с законами Хаммурапи.Стела была установлена в 1772 году до нашей эры в вавилонском городе Сиппар, покровителем которого был Шамаш, бог справедливости. Он и вручает царю Хаммурапи свод законов (фигуры в верхней части стелы). Стела была найдена в 1901 году в Иране на месте древнего города Сузы. Оригинал выставлен в парижском Лувре, в Пергамском музее хранится гипсовая копия. Кодекс Хаммурапи – один из старейших сохранившихся законодательных актов и одно из старейших расшифрованных писаний в мире. Кодекс состоит из 282 законов. Наказания основаны на принципе «око за око, зуб за зуб», а их градация зависит от социального статуса провинившегося. Подробный осмотр залов, посвященных Месопотамии, насыщает информацией настолько плотно, что исламское искусство остается только созерцать. Фриз из Мшатты.Этот фриз когда-то украшал дворец, построенный в середине VIII века в иорданской пустыне в качестве зимней резиденции дамасского халифа Аль-Валида II из династии Омейядов. Этот халиф запомнился современникам своим пристрастием к чувственным удовольствиям. Его жизненным кредо был девиз настоящего рокера: "sex, drugs and rock-n-roll", в смысле, любовь к женщинам, вину и стихосложению. Кстати, в Иордании сохранился охотничий домик Аль-Валида II с фресками весьма фривольного содержания, нехарактерного не только для исламской, но и христианской культуры того времени. Забегая сильно вперед, скажем, что нам удалось осмотреть это чудо во время нашего недавнего путешествия по этой стране. К сожалению, Аль-Валид II плохо кончил. Его разнузданный образ жизни стал поводом для переворота, впрочем, как сказывают, успеху мятежников немало способствовал тот факт, что в ночь мятежа начальник полиции Дамаска был пьян (яблоко от яблони, как говорится), и восставшим без труда удалось захватить После смерти халифа строительство зимней резиденции прекратилось, а через некоторое время недостроенный дворец был разрушен землетрясением. К слову, название «Мшатта» дворцу дали бедуины, истинное имя постройки нам неизвестно. Руины дворца были обнаружены в 1840 году. Некоторые фрагменты Мшатты до сих пор находятся на территории иорданского аэропорта, что в 30 км к югу Аммана. В начале ХХ века османский султан Абдул-Хамид II преподнёс фриз от дворца в подарок кайзеру Вильгельму II. Около 30 лет фриз хранился в запасниках, и лишь в 1932 году был представлен публике в Пергамском музее. Молитвенная ниша (михраб) из мечети Майдан в Кашане, что в иранской провинции Исфахан (1226 год). Еще немного восточного орнамента.* * * Несмотря на то, что купленные нами билеты позволяли посетить все музеи острова, сил хватило лишь на два. Вторым оказался Новый музей. Новый музей / Neues Museum Египетские древности Нового музея воспринимаются через призму увиденного в Лувре, Британском музее и Эрмитаже. Нефертити, ради которой был затеян визит, фотографировать нельзя, но ее и так все видели. Справедливости ради следует заметить, что оригинал впечатлил. Бюст Нефертити. Фото из интернетаПомимо Египетской коллекции и собрания папирусов в Новом музее также представлены экспонаты, относящиеся к каменному веку и другим древним эпохам. Берлинская золотая шляпаСчитается, что подобные золотые шляпы служили для религиозных и культовых целей и использовались жрецами культа Солнца, широко распространённого в Европе позднего Бронзового века. После частичной дешифровки орнамента появилась версия, что золотые шляпы могли использоваться для астрономических вычислений и служить календарем. Как Берлинская золотая шляпа оказалась в музее, доподлинно неизвестно. По всей видимости, она была приобретена у "черных" археологов. Наиболее вероятным временем создания берлинской золотой шляпы считается конец Бронзового века, примерно 1000–800 гг. до н.э. Первоначальным местом её находки предполагают южную Германию или Швейцарию. Всего известно четыре найденных к настоящему моменту золотых шляпы, и этот экземпляр – лучший из них по сохранности. * * * Завершаем наш визит на Музейный остров уже затемно. Возвращаемся в отель. Девичий мост (Jungfernbrücke) – один из старейших мостов в Берлине. Он интересен своей конструкцией, тем более что это – единственный разводной мост в городе. Существует легенда, что здесь проверяли будущих жен на целомудрие: если девушка пройдет по мосту и доски не будут скрипеть, то девушка невинна. Впрочем, есть также версия, что именно на этом мосту дамы легкого поведения предлагали свои услуги. Нам проверять верность этих легенд было ни к чему (да и некогда), мы вернулись в гостиницу, забрали машину и поехали было в Прагу, но вовремя вспомнили, что перед долгой дорогой надо было бы кое-где основательно подкрепиться. Заехали на поздний обед (или ранний ужин) в присмотренном ранее местечке напротив Рейхстага: быстро, вкусно, недорого. Berlin Pavillon am Reichstag На его купол мы уже поднимались пару лет назад, оставим здесь место для ссылки на будущий отчет. Колонна Победы c позолоченной статуей богини Виктории провожает нас в дорогу. Гоним в Прагу. Продолжение следует... Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks!
|
|