Музей Ралли в КейсарииТанах, Дали, Писсарро и не только |
|
Сентябрь 2017 г. Кейсария – древний и чрезвычайно интересный городок на берегу Средиземного моря. Как-то здесь мы уже побывали и остались чрезвычайно довольны увиденным. Место, безусловно, достойно посещения – и неоднократного. Сегодня мы познакомимся с такой малоизвестной достопримечательностью города, как Музей Ралли. Кольцевые гонки здесь совершенно ни при чем: это – художественная галерея, названная по имени фонда одного местного мецената. Кстати, благодаря его завещанию любой желающий может посетить этот музей совершенно бесплатно. Уже неплохо! И мы сейчас попробуем понять, стоит ли... Ralli Museum Основатель музея Гарри Реканати родился в семье выходцев из греческих Фессалоник, банкиров и финансистов. В частности, именно этой семьей был основан один из крупнейший израильских банков «Дисконт». В начале 1950-х годов Гарри переехал в Женеву, где возглавил семейный бизнес после смерти отца, но вскоре рассорился с родственниками и сосредоточился на своем деле. В сфере его интересов оказалась Латинская Америка. Вместе со своей женой он собрал внушительную коллекцию произведений искусства, для показа которой началось создание музеев в разных странах. Израильский филиал открылся в 1993 году и стал третьим по счету. К этому времени уже существовали музеи в Уругвае и Чили, а позже открылся четвертый – в Испании. Меценат и страстный коллекционер, Гарри Реканати завещал все свои деньги и имущество фонду Ралли. По распоряжению благодетеля все его музеи не получают дотации ни от государства, ни от частных лиц. Единственный источник финансирования – средства из завещания банкира. Вход бесплатный Израильский музей Ралли состоит из двух корпусов. В первом выставлена коллекция латиноамериканского искусства, преимущественно XX века. Из знаменитого – коллекция скульптуры Сальвадора Дали, но большая часть авторов вряд ли известна случайному туристу. Тем интереснее ознакомиться с собранием непредвзятым взглядом. Музей Ралли, 1-й корпус Колоннада в греческом стиле возведена в честь пяти выдающихся государственных мужей, чьи смелые и своевременные действия способствовали созданию государства Израиль. Кто же эти бравые парни? Теоретики сионизма Теодор Герцль и Хаим Вейцман, министр иностранных дел Великобритании сэр Бальфур, задекларировавший право евреев на создание своего государства, и почему-то американский президент Гарри Трумен. Среди них – Бен-Гурион, в 1948 году провозгласивший создание Государства Израиль. Войдем же, наконец, в музей. На входе – надпись-посвящение:
Здесь надо чуточку притормозить и дать небольшую историческую справку о событиях 1492 года. В этом году экспедиция Колумба (возможно, потомка крещеных евреев) достигла берегов Америки. Он об этом так и не узнал, будучи уверенным в том, что открыл кратчайший путь к богатствам Индии. Но речь не об этом. В 1492 году завершилась Реконкиста – возврат Пиренейского полуострова под контроль европейских христиан. Королевская чета победителей – Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, чей брак положил начало объединению Испании, – изгнав последнего мусульманского правителя – эмира Гранады, решила заняться духовной жизнью подведомственного населения отвоеванных территорий. Евреям (а позже и арабам) было предписано в трехмесячный срок либо креститься, либо покинуть страну. Этот эдикт был первым в истории Испании, согласно которому с её территории изгонялся целый народ, проживавший здесь уже полтора тысячелетия. Многие из евреев под сильнейшим нажимом властей приняли католическую веру. И напрасно – они постоянно находились в центре пристального внимания инквизиции, подозревавшей их в тайной приверженности своей старой религии. Тысячи выявленных инквизицией "нарушителей" были приговорены к смертной казни – "без пролития крови", как говаривали гуманные инквизиторы, то есть к сожжению заживо. Те, кто не повелся на обещания королевской четы (между прочим, довольно вероломных правителей, так как в ходе Реконкисты испанцы обещали евреям соблюдение всех их прав), вынуждены были уехать. Большинство евреев с удовольствием были приняты турками – возможно, благодаря этой волне эмиграции вскоре начнется превращение Османской империи в Блистательную Порту. Кому-то довелось перебраться в Новый Свет – открытие Америки подоспело как раз вовремя! Арнольд Белкин / Arnold Belkin Этот триптих "Открытие Америки" был создан по специальному заказу основателя музея Гарри Реканати у мексиканского художника еврейского происхождения Арнольда Белкина, которого также называют последним великим мастером монументальной живописи в Мексике, с целью увековечить 1492 – год открытия Америки, изгнания евреев из Испании и инквизиции. Эдуардо Сарлос / Eduardo Sarlos В сюжет введены предметы, явно той эпохе не свойственные: кроссовки и фотоаппарат у человека справа, зонтик, сигара во рту монашенки – можно выискивать такие вещи бесконечно. Возможно, так художник пытался взглянуть на события XV века глазами наших современников. Эдуардо Сарлос / Eduardo Sarlos Еще одна работа того же художника на ту же тему. И так же, как и в предыдущей работе, можно обнаружить "анахронизмы": современную обувь и чемоданы, например. Есть мнение, что таким образом художник как бы намекает: печальные события XV века отнюдь не в прошлом – изгнание евреев и их странствие по миру продолжается до сих пор. Амая Арманндо / Amaya Armanndo Еще одна работа того же скульптора Марио Агирре / Mario Aguirre А в этой скульптурной группе обнаженной оказалась лишь одна участница беседы. Почему, интересно? Марио Агирре / Mario Aguirre Виктор Меса / Victor Mesa Альфонсо Арана / Alfonso Arana Картина "Цирк" (1989) – совместная работа 5 латиноамериканских художников, составляющих группу "Magie et image": Подписи художников на картине Hernan Meschi Fermin Aguia Этажом ниже представлена скульптура еще одного аргентинского художника, давно уже, впрочем, перебравшегося во Францию. Его работами украшены новые кварталы Парижа, в частности, Дефанс. Хулио Сильва / Julio Silva Хулио Сильва / Julio Silva Вообще, strapontin с французского переводится как "приставное или откидное сидение", но почему-то чудится совершенно другой корень. Особенно у Эроса:-) Вместе с Хулио Сильвой зал делят так же не лишенные эротической подоплеки работы еще одного парижанина, на этот раз украинского происхождения, – Владимира Макаренко.
Владимир Макаренко Владимир Макаренко Здесь же, на нижнем этаже, находится довольно скромный отдел археологии, представляющий преимущественно артефакты, найденные в Кейсарии – но поговорим о них во время прогулки по городу, – а также коллекция французских монет и медалей с портретами знаменитых писателей, художников и изобретателей прошлых веков. Якоб Йорданс, фламандский художник Лука делла Роббиа – флорентийский скульптор, изобретатель глазурованной терракоты * * * Поднимемся на второй этаж – там есть, чем поживиться! Среди довольно интересной подборки скульптур основное место занимает собрание работ Сальвадора Дали. Очень недурственно (да еще и бесплатно)! Dali Collection Сальвадор Дали Один из самых ярких представителей сюрреализма, Дали был не только выдающимся живописцем и графиком, но и скульптором. Его сюрреализму всегда было тесно в рамках холста, и он прибегал к трехмерному изображению сложных образов, которые потом ложились в основу его живописных работ. Как правило, это были работы из воска, позже отлитые в бронзе и украсившие коллекции многих музеев мира. Менора / Menorah Космический слон / Elephant de l'espace / L'elephant spatial Тема слона с обелиском на спине впервые прозвучала в загадочной средневековой работе "Гипнэротомахия Полифила", авторство которой так и не было установлено. По мотивам одного из (сно-)видений главного героя итальянский скульптор Бернини установил в центре Рима на площади Минервы аналогичную работу. По всем известной легенде, заказчик усомнился в расчетах скульптора и заставил Бернини подставить под брюхо слона подставку, дабы драгоценный египетский обелиск не продавил спину животного. Якобы обиженный недоверием скульптор так психанул, что поставил слона к церкви задом, а к своему дому – передом. Забавная байка, согласитесь! Но вот интересно, что в иллюстрациях к оригинальному изданию 1499 года слон-с-обелиском уже стоит над подпоркой! Возможно, в своей работе Дали сделал то, на что не осмелился Бернини (или его покровитель) – он не только убрал подпорку из-под слона, но и поставил того на тончайшие паучьи лапы, будто потешаясь над всеми законами тяготения. Космический носорог / Le rhinoceros cosmique Если есть космический слон, почему бы не быть космическому носорогу? Единорог / L'unicorne Единорог после носорога совсем не удивляет. Всем известно, какую эротическую подоплеку имели рога в творчестве импрессиониста. Постоянство памяти / Persistance de la memoire Тема "мягких часов" проявляется во многих работах Дали. Размягченность висящих и стекающих циферблатов – образ, выражающий уход от линейного понимания времени. Сам художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер. Нам же почему-то кажется, что Дали таким мог обыгрывать словосочетание "время течет" (в значении "растекшегося" сыра): в испанском и французском подобного словосочетания нет (специально проверили), но вот русская жена вполне могла подсказать художнику такую ассоциацию. Во всяком случае, не видим в этом предположении ничего невозможного. Благородство времени / La noblesse du temps Лошадь под седлом времени / Cheval a la montre molle Нереальные истерички / Femmes surrealistes hysteriques Амур и Психея / Amour et Psychee Минотавр / Le Minotaure Космическая Венера / Venus de l'espace Венера с шеей жирафа / Venus a la giraffe Человек с мотыльком / Homme au papillon * * * Еще одна подборка скульптурных работ находится во внутреннем дворике второго этажа, патио, но сегодня довольно жарко и ох как не хочется покидать прохладные залы музея. Но делать нечего, выйти на улицу все равно придется – первый корпус музея осмотрен, переходим во второй. Это – относительно новый музей, открытый в 2007 году. Второй корпус так же называется «Зихрон Сфарад» (Память об Испании). Его дворик воспроизводит знаменитую Альгамбру, резиденцию эмира Кордовы в тот период, когда еврейская культура достигла своего наивысшего расцвета. Да-да, в Кордовском эмирате евреи сосуществовали с мусульманами довольно мирно, и идиллия была разрушена христианнейшими королями во время Реконкисты. Впрочем, об этом мрачном периоде европейской и еврейской истории мы уже говорили... Двор украшен бюстами знаменитых сефардов (испанских евреев): Шломо ибн-Гвироля, Йегуды ха-Леви, Рамбама и Баруха Спинозы. Есть тут также и статуи марранов (евреев, принявших христианство): Нострадамус, Христофор Колумб и Мигель Сервантес (впрочем, еврейство последних двух не доказано). Барух Спиноза Христофор Колумб Мишель де Монтень Сервантес Нострадамус В этом корпусе нас ожидала выставка, посвященная Камилю Писсарро, а еще два этажа были заняты картинами с ветхозаветными (в прямом смысле слова) сюжетами. Камиль Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля. Он дружил с такими художниками, как Дега, Сезанн и Гоген. Писсарро – самый последовательный из импрессионистов, единственный участник всех восьми выставок этого направления. Писсарро родился в 1830 году в Вест-Индии, на острове Сент-Томас. Его отец – сефард Абрам Писсарро, мать – доминиканская креолка. В 25 лет Писсарро вместе со всей семьей переехал в Париж. Там он учился в Академии Сюиса, а позже направился в Венесуэлу, где вместе со своим другом, датским художником Мёльбу осваивал в Каракасе искусство живописи. Камиль Писсарро В 1855 году Писсарро вернулся во Францию. Основные сюжеты его произведений в этот период – сельские пейзажи, а также виды Парижа. * * * Ещё во время учебы в Академии начался роман Писсарро с горничной его родителей – Жюли Веллей, однако оформить отношения молодые люди смогли лишь через 10 лет. У них родилось восемь детей. Трое из них – Жорж, Люсьен и Феликс – стали художниками. Дочь Люсьена Оровида Писсарро также избрала себе ремесло деда. А потомки единственной дочери Писсарро, Жанны, породнились с семьей Бонэн, образовав новую династию живописцев Бонэн-Писсарро. И это мы еще не говорим о правнуке отца-основателя, Йоахиме Писсарро, бывшего в свое время директором Нью-Йоркского МоМА. Талантливая семейка! Ludovic-Rodo Pissaro Orovida Pissaro * * * Завершив знакомство c творчеством семейства Писсарро, переходим к библейской теме. Ей посвящено остальное пространство второго корпуса музея. Кстати, если кто вдруг не в курсе, Ветхим заветом христиане называют священное писание иудеев – Танах. Господь Бог с Адамом и Евой в Эдемском саду
Ученик Руланта Саверея / Follower of Roelandt Savery
Искушение и изгнание
Фламандская школа
Адам строит дом
Каин встречает Адама
Ученик Карела ван Мандера / Follower of Karel van Mander
Герард Хут / Gerard Hoet
Антоний Ван Дейк (приписывается)
По мнению теологов, эти мрачные события происходили в печально знаменитой Газе. Позже Самсон отрастит волосы, обретет силу и отомстит филистимлянам. Мы же воздержимся от проведения каких-либо исторических аналогий и вернемся домой с желанием вновь и вновь возвращаться в Кейсарию. Полезные ссылки: MoMA – The Museum of Modern Art Шедевры Филадельфийского художественного музея в Тель-Авиве Все путешествия на trassa.narod.ru |
© trassa.narod.ru |