a
ХадераЭвкалиптовый путь |
|
Август 2020 г. После многочисленных прогулок по заповедникам и прочим природным паркам захотелось урбанистической культурки. Неожиданно нашли ее в Хадере, в городке в 50 км к югу от Хайфы: там целый маршрут по городу с домами первых поселенцев. Основой нашей прогулки стала публикация Лориена в "Живом журнале", за что и выражаем ее автору нашу безмерную признательность! Август в Израиле – очень жаркий месяц, поэтому наша прогулка в большей степени была автомобильной поездкой: отметившись у очередной достопримечательности, мы прыгали в машину и подставляли свои взмокшие тела под живительное дуновение кондиционера. Да, неспортивно, но эффективно! :-) * * * Хайфа – Хадера, 50 км, 40 мин на машине Хадера В 2011 году городские власти внезапно решили привести в порядок то немногое, что сохранилось от исторического наследия Хадеры. Так появился пешеходный маршрут по городу под названием «Эвкалиптовый путь Хадеры». Интересно, откуда здесь, в центре Израиля, взялись австралийские деревья? Чтобы ответить на этот вопрос, без экскурса в историю не обойтись. Начнем совсем издалека! * * * В 1852 году в богом забытом еврейском местечке Логойск под Минском родилась Ольга Белкинд. Еще учась в гимназии, Ольга хотела стать акушеркой, потому что знала, как нелегко порой проходят роды в домашних условиях. Центром акушерского образования в России тогда был Императорский Повивальный институт в Петербурге. К сожалению, евреям, обязанным жить в "черте оседлости", путь туда был заказан. (Наверное, не стоит удивляться тому факту, что многие евреи приняли русскую революцию с энтузиазмом.) Впрочем, евреи могли проживать в столице при определенных условиях. Например, профессия телеграфистки считалась государственно важной и давала право жить в Петербурге. Ольга закончила соответствующие курсы и нашла работу на Московском вокзале. Получив вид на жительство, она устроилась на курсы в Повивальный институт и вскоре стала одной из выпускниц первого в России официального курса акушерок. Вся большая семья Белкинд в 1882 году уехала в Палестину, в Эрец-Исраэль. Но Ольга связывала свое будущее с Россией и отказалась ехать вместе с семьей. Однако человек предполагает, а Б-г располагает... Фаня, младшая сестра Ольги, ждала ребенка, но беременность протекала необычайно тяжело, и роды грозили быть нелегкими. Нужна была опытная акушерка, и старый Белкинд написал дочери, что было бы неплохо, если бы та приехала в Эрец-Исраэль. И Ольга послушалась... В Израиле Ольга встретила Иехошуа Ханкина, который был младше нее на 12 лет. "Его называли сумасшедшим, – вспоминала родственница Ольги, – говорили, что у них не будет детей, что она стара для него, но все было бесполезно. Он очень любил ее". Вскоре состоялась свадьба... Иехошуа и Ольга Ханкины Сам Иехошуа считался самым непутевым из всех Ханкиных. Он нигде не работал и бредил социалистическими идеями. Как он собирался кормить семью, было решительно непонятно. Зато профессия Ольги быстро позволила встать на ноги молодой семье. Те полезные связи, которыми она обзавелась в арабской среде благодаря своей профессии, натолкнули убежденного социалиста Иехошуа Ханкина заняться не совсем подобающим социалисту делом – бизнесом. Однажды от одного богатого араба Ольга узнала, что тот продает свои земли. Их-то выкупил Иехошуа при поддержке своей жены. Поначалу они собирались с выгодой перепродать земли протестантским миссионерам, но тут неожиданно Ольга заявила, что лучше умрет, чем ее муж будет продавать Землю Израиля христианам. В итоге этот участок был продан евреям, которые основали на нем город Реховот. С этого момента, собственно говоря, и начинается деятельность Иехошуа Ханкина по возвращению в еврейскую собственность земли Эрец-Исраэль. Он не раз терял все деньги, начинал все заново и снова преуспевал. И во всех этих начинаниях Ольга поддерживала своего мужа. В 1891 году на тысячах выкупленных им гектарах возник еще один будущий еврейский город под названием Хадера. * * * Выкупленная Ханкиным земля на самом деле мало подходила для человеческого жилья. Впрочем, особо выбирать ему не приходилось, не все арабы были готовы продать землю евреям. Эти территории были заболочены. Не случайно название «Хадера» происходит от арабского «Эль-Худейра» — «зелёная», из-за преобладающего в этих местах цвета болотной растительности. Поселенцы вынуждены были бороться с притеснениями и вымогательством турецких властей, нападениями бедуинов, но главным их бичом была малярия. От этой болезни за первые 20 лет умерла половина первых поселенцев. В те времена ещё не было известно, что является источником малярии. Но близость районов вспышек болезни к болотам привела к предположению, что есть связь между малярией, болотами и плохим запахом, который они источали. Отсюда и происхождение названия этой опасной лихорадки: малярия по-французски – это «плохой воздух» (mal air). В 1895 году поселенцам помог барон Эдмонд де Ротшильд, выделив средства для осушения болот, строительства каналов и посадки крупных эвкалиптовых рощ. На эвкалипты возлагались особенно большие надежды: считалось, что специфический аромат листьев очистит плохой воздух, а корни деревьев «высосут» болота, поскольку для их интенсивного роста требуется много воды. К сожалению, эти надежды не оправдались. Деревья пускали глубокие корни, что не способствовало осушению болот на поверхности. Тем не менее эвкалипт стал одним из самых популярных деревьев в Израиле, арабы так и называют его – «еврейское дерево». Решением проблемы стало рытье каналов, по которым вода из болот стекала в море. Остатки болот Хадеры еще можно увидеть на восточной окраине города. * * * Карта пешеходного маршрута «Эвкалиптовый путь Хадеры»Хан и синагога Первые десять семей еврейских поселенцев, выходцы из Риги, Вильнюса и Каунаса, заняли бывший постоялый двор, хан. С него и начнется наш маршрут по городу. Несмотря на то, что составители "Эвкалиптового пути" поставили его в конец прогулки, мы начнем нашу экскурсию по городу именно отсюда, это, по меньшей мере, исторически логично. Ханом (или караван-сараем) традиционно называется постоялый двор для караванов. За неимением последних хан в Хадере давно уже утратил функцию постоялого двора, прежние владельцы устроили здесь сельскохозяйственную ферму. Это была единственная постройка Хадеры на момент основания поселка в 1891 году. Здесь и поселились первые поселенцы и жили до тех пор, пока в 1895 году не получили разрешение османских властей на строительство первых домов, и в опустевшем хане последовательно располагались маслодавильня, склад, аптека, гостиница и даже полицейский участок. В 1933 году этом участке была возведена Большая синагога, и от некогда крупного сооружения постоялого двора осталось лишь 10 комнат. В 1979 году в сохранившихся от хана стенах открыли музей истории Хадеры. Музей "Хан Хадеры" / Hadera Khan museum В музей мы не попали – из-за карантина время работы было сокращено, нам осталось лишь посмотреть на несколько экспонатов, выставленных снаружи. Телегу, например :-) Большая синагога Синагогу построили в виде крепости – помимо своей прямой религиозной функции она должна была служить жителям города защитой от арабских погромщиков. Европа уже прошла этот путь, когда в мрачном средневековье возводились храмы-крепости в романском стиле... Это же здание построили в популярном в то время «интернациональном стиле», конструктивизме. Автором проекта стала Иегудит Сегал Штольцер, уроженка Литвы. Ее проект победил несмотря на то, что некоторые особо верующие иудеи не считали возможным отдавать постройку синагоги женщине-архитектору. Водонапорная башня Водонапорную башню построили в 1920 году на самой высокой точке города – 40 метров над уровнем моря. В 2011 году, к 120-летию Хадеры, башню отреставрировали, украсив стену барельефом в исполнении Дорона Брадона. По словам скульптора, его творение "символизирует развитие города и на фоне волн моря, песков Хадеры, растений и деревьев рассказывает историю первых пионеров-осушителей болот, выживавших в нелегких условиях". В тротуарную плитку вокруг водонапорки вмонтировали старинные фотографии города. Водонапорная башня в 1920-м. Водонапорная башня в 1936-м.Пекарня "Лолита" Бейт Файнберг / Дом Файнбергов Дом Исраэля (Лёлика) Файнберга и его жены Фани был одним из первых в городе. Построен в 1895-96 годах. Эту семью мы уже упоминали в истории любви Иехошуа и Ольги Ханкиных – Ольга приехала в Палестину из Петербурга, чтобы принять роды у своей сестры Фани, жены Лелика. Поначалу семья Файнбергов поселилась в Хадере, но после того, как Исраэль заболел малярией, они перебрались в Яффо. Там они внезапно вошли в число 66 семей-основателей города. Однако дом в Тель-Авиве они не построили, вернувшись в Хадеру. В доме Файнбергов расположен музей, культурный центр и кафе. Впрочем, все это великолепие было закрыто... Напротив Бейт-Файнберг, с другой стороны площади, находится дом поскромнее. Бейт Котлер / Дом Котлеров Этот дом был построен в том же 1896 году для семьи крестьян, прибывших в Хадеру из Вильнюса. Дом намного скромней, чем у Файнбергов – всего две комнатки и кухонька. Котлеры пострадали во время арабских погромов 1921 года (что хорошо видно на снимке выше). Дом отреставрирован в 2008 году, и есть планы сделать его частью музейного комплекса Бейт Файнберг. За Бейт-Котлер находится еще один старинный дом, который, увы, реставрации не подвергся. И, видимо, печальная участь уготована ему :-( Доска объявленийДом местного умельца Неподалеку находится еще один интересный объект, который явно не имеет отношения к первым поселенцам Хадеры. Хотя, кто знает? Такую инсталляцию (или, если хотите, "скульптуру") в Израиле можно увидеть в каждом крестьянском дворе – невозможно победить стремление к прекрасному, идущее от сердца трудового народа! Что ж, наслаждайтесь! Возвращаемся на "Эвкалиптовый маршрут". * * * Бейт Рам / Дом семьи Рам Построен в 1896 году в стиле "баухаус" для Нахмана Рама и его жены Хаи-Леи. Изначально дом был одноэтажный, но в 1925 году сын Барух достроил второй этаж, тем самым сделав здание одним из первых двухэтажных домов в Хадере. В 2009 году Бейт Рам был отреставрирован, сейчас там располагаются офисы. Школа Эхад ха-Эм Обучение детей, несмотря на все проблемы первых поселенцев, всегда было одним из приоритетов жителей поселка. Поначалу дети учились в одной из комнат постоялого двора. Сначала учились на идише, но начиная с 1900 года официальным языком стал иврит. В первом классе было 18 детей, но потом в поселке вспыхнула лихорадка, и импровизированную школу пришлось закрыть. Обучение продолжалось в беседке на улице Эхад ха-Ам. В классе училось 24 ребенка, и двое учителей преподавали им математику, Танах, физкультуру и краеведение. В 1922 году здесь открылась народная школа.Котик из Хадеры Оригинальный киоск появился здесь в 1926 году и просуществовал тридцать лет – до 1956 года. Сейчас он восстановлен. ФутболистБейт Клез / Дом семьи Клез Дом Нахумовский-Мильнер От дома остался один фасад. То ли руки реставраторов не дошли, то ли восстанавливать уже нечего. Но табличку перед домом установили... Бейт-Смольник / Дом Смольник Авраам Смольник с женой, сыном и тремя внуками приехали в Хадеру в 1891 году из Риги. Первые шесть лет они жили в хане, а в 1896 году начали строить себе дом. Это единственное здание в округе, которое сохранилось полностью с тех времен. Когда за домом семьи Смольник начали строить большое новое здание, подрядчик отреставрировал исторический дом и привел его в порядок. Рядом с Бейт Смольник расположена площадь с почему-то итальянским названием Пиацца. На площади находится галерея под открытым небом.Старая синагога Рынок От старого рынка ничего не осталось. Непонятно, зачем он обозначен в плане. Ну разве только стимулировать туриста поддержать местного производителя. Напротив рынка раньше находился сельсовет, Бейт Ваад ха-Мошава (№3 в списке). Теперь тут современное здание банка Хапоалим. Номер №2 (Бейт Эзра) мы не нашли, хотя и не сильно искали, ибо уже притомились к тому времени. Парк отцов-основателей * * * Вдоволь нагулявшись-наездившись по городу, выбираем парк, чтобы завершить духовное насыщение плотским. Т.е. поесть на природе. Парк реки Хадера Рядом с Хадерой – парк одноименной реки, что несет свои воды прямо к электростанции. Набираем в Гугль-мапсах Hadera River Park и бодро следуем под руководством навигатора к месту пикника. В какой-то момент Гугль-мапсы сводят меня с асфальтированной дороги на грунтовку, изрядно разбитую внедорожниками и квадроциклами. Жена предлагает повернуть назад, но я с каким-то неожиданным упорством продолжаю петлять по извилистой дорожке. За очередным изгибом дороги колеса машины уходят в песок. Стараясь не усугублять ситуацию, сажаю жену за руль и что есть силы наваливаюсь на капот, выталкиваю машину из песка. Вроде, получилось! Но, двигаясь задним ходом, машина съезжает с грунта и закапывается в этот раз уже серьезно. Вот это – облом! Руками выкапываем колеса из песка, подкладываем камешки и найденные неподалеку куски картона – вроде, удается ее сдвинуть на метр в бок, но толку-то... Машина плотно лежит в песке на брюхе, все последующие усилия приведут лишь к усугублению ситуации, все глубже и глубже зарывая колеса... Внезапно на пригорке появляется веселая молодежная компания и фотографируется на фоне мощных труб электростанции. Я – к ним: "Помогите!". Человек пять молодых арабов (а это были они) окружают нашу машину. Один из парней садится за руль, остальные наваливаются сзади – и через несколько минут машина оказывается на твердом грунте. Возвращаемся назад, тепло поблагодарив наших спасителей. А "Хадера-ривер-парк" оказался местечком, сплошь занятым арабскими семьями на пикники. Что это? Всего лишь морской конек...Вода в речке – реально горячая. Наверное, в ручей сливается вода из системы охлаждения электростанции. Поэтому сюда зимой приплывают акулы – греться. Надо будет приехать и проверить. Похожие поездки: Прогулка по Оферскому лесу к отрогам Айала Заповедник Эйн-Афек. Звери, рыбы, птицы и... крестоносцы Кармель. Заповедник "Маленькая Швейцария" Монфор. Штурм замка крестоносцев Рамат ха-Надив: Тропа к источнику |
© trassa.narod.ru |