Путешествие на юг ИзраиляЧасть 2: Беэр-шевские странности |
|
Содержание: |
Продолжение рассказа о поездке на юг Израиля. Начало здесь 26.02, понедельник, Эйлат – Беэр-Шева После завтрака в отеле отправились в Беэр-Шеву. По дороге предприняли повторную попытку заехать в Неот-Смадар, но... опять неудачно! А произошло вот что. Ворота киббуца были широко распахнуты, но за ними – опущенный шлагбаум. Ничего удивительного, такое сплошь и рядом при въезде в киббуцы. Подъезжаем вплотную к шлагбауму – ноль реакции. Я вышел из машины в надежде найти переговорное устройстов – ничего похожего, есть только камера. Изобразил пантомиму – мол, пустите пофотографировать, – но мои актерские навыки не впечатлили охрану. Сзади подъезжают еще машины. Ну, думаю, местные проедут, а мы – за ними, так уже неоднократно получалось. Оказалось, не местные, а такие же туристы, как и мы. Их пускают, а перед самым носом нашей машины шлагбаум поспешно опускается. Неприятно-с... Что же делать? Как гласит один из законов Мерфи, если ничего не помогает, надо почитать инструкцию (с) Действительно, рядом со шлагбаумом – объявление. Дескать, въезд платный, 40 шекелей на человека. Для двоих, следовательно, 80 (а это 20 евро)! Нефигово для десятиминутной фотосессии! Впрочем, если верить их сайту www.neot-semadar.com, в стоимость визита входит посещение винодельни (с дегустацией ли?), ателье-мастерских местных умельцев и арт-центра, поэтому взять сей бастион десятиминутным наскоком у случайного путника не выйдет. Разворачиваемся и уезжаем восвояси, но осадочек, как говорится, остается. * * * Переезд в Беэр-Шеву, 230 км, 3 ч Дорога из Эйлата. Остальная часть пути пролетела практически незаметно, за исключением двух, наверное, вещей. Во-первых, невероятно задолбали тошноты-леворядники, но это, наверное, вообще следствие массового поглупения народа в последние десятилетия. Экзамены на умение водить автомобиль все легче, машины – все проще (как в обслуживании, так и в управлении), вот и выдают права кому ни попадя... Во-вторых, с некоторым изумлением обнаружили крайне пофигистичное отношение израильских дорожников к нанесению разметки (впрочем, оно проявляется не только в этом). В одном месте вышел на обгон на участке с прерывистой осевой, а там – встречный из-за пригорка! Ну кто так разметку рисует, а? Давно уже не совершал подобных ошибок, пришлось тормозить чуть ли не в пол и прятаться за попутный грузовичок. Невозможно не удержаться и не сфотографировать шоссе, проходящее по пустыне. Красиво! Негев – каменистая пустыня! Процитируем наш давний отчет о поездке в пустыню Негев:
Дорога проходит по дну кратера (махтеша) Рамон, впереди видны его обрывистые края. Махтеш Рамон.
Очередная встреча с горными козлами в Мицпе-Рамоне. * * * Беэр-Шева Въезжаем в Беэр-Шеву. Город чем-то напоминает российские промышленные окраины, вот и перекресток Витебского проспекта с улицей Салова из родного Петербурга, а вообще – Челябинск Челябинском! Минус пальмы, разумеется. Кому только могло придти в голову отметить день рождения в таком странном месте? (Отгадка – мне). Джин еврейской наружности (в шляпе и лапсердаке) выпрыгнул из лампы Алладина. У этих пижонов каждый светофор пронумерован! Что же занесло нас сюда? Не будем торопиться, расскажем обо всем по порядку, а пока мы размещаемся в гостинице «Усадьба Анилевича». Hotel «Anilevich Estate» Гостиница – чрезвычайно своеобразная, находится в старом городе, и мы позволим себе рассказать о ней чуточку больше, чем обычно. Отель занимает старинную усадьбу 1930-х годов постройки. На сайте говорится об османском стиле, но мы бы назвали его «деревенским». При виде этого отеля Штурман вспоминал о частном доме своего прадеда в Евпатории, который сдавал комнаты «курортникам». Из этого дома при наличии денег, желания (ну и политической стабильности, разумеется) можно было бы изобразить нечто подобное. Представьте себе «дом с приусадебным участком», где сам дом и все хозяйственные постройки переделаны в номера! Причем мы оценили идею дизайнеров создать минималистическое оформление в аскетично-деревенском стиле, хотя и красота порой шла в ущерб практичности. Ни шкафов в номере, ни крючков в ванной... То ли не успели сделать, то ли и не собирались. Впрочем, учитывая, что отель открылся в 2018 году, ожидать революционного прорыва в интерьере не приходится. Впечатление об аскетизме было настолько полным, что я даже полез проверять, есть ли в номере горячая вода. Согласитесь, не в каждом отеле вам придет в голову столь блестящая мысль! (Поспешим успокоить будущих постояльцев, горячая вода в кране была, не всю еще выпили). Бассейн между домиками-номерами. Кот пьет воду из бассейна. * * * Наскоро разместившись, отправились на знакомство с городом. Мусорные баки раскрашены уличной живописью. Беэр-Шева – город художников:-) Инсталляция под открытым небом по соседству с гостиницей. Пешеходная улочка в центре. Скучный фасад здания в конструктивистском стиле украшен... вышивкой? Ну, почти... Площадь изуродована остовом обгоревшего здания. Еще немного беэр-шевского конструктивизма. * * * По каким-то причинам мы давно уже хотели посетить Художественный музей Негева, и, наконец, удача улыбнулась нам – по понедельникам и средам музей работает до 19.00 (а сегодня как раз понедельник), правда, открывается он после некоторого перерыва в 16.00, и у нас было время посмотреть что-нибудь еще. Поехали к колодцу Авраама. Abraham's Well International Visitor Center Колодец Авраама – место весьма значимое для интересующихся библейской историей, однако осмотр его без гида будет довольно скучным (если только вы не знаток Торы). За довольно умеренную плату нам выделили гида, с которым, как нам обещали, мы посмотрим "всё".
1900 – Палатки инженеров на месте, где будет заложена Беэр-Шева.
И что же такое "всё" мы должны увидеть в этом визитор, прошу прощения, центре? Когда турки (вновь) основали Беэр-Шеву в 1900 году, они планировали превратить ее в административный центр для контроля за племенами бедуинов, слабо подчинявшихся османским властям. Город был основан на стыке территорий трёх крупных племён, и в том числе потому, что здесь находилось несколько колодцев. Когда город перешел под контроль Израиля в 1948 году, ученые вспомнили о древней Беэр-Шеве (в русском синодальном переводе – Вирсавии), основанной праотцом еврейского народа Авраамом. На карте показан путь Авраама, уроженца Ура Халдейского, что в Месопотамии, до Беэр-Шевы (Вирсавии), что в Земле Обетованной. Первая книга Ветхого Завета упоминает Беэр-Шеву как место заключения союза между Авраамом и царем Герара Авимелехом:
От этого-то события город и получил свое название, которое можно понимать как «колодец клятвы» или «колодец семи [овец]». (Слово «беэр» означает «колодец», слово «шева» можно трактовать и как «семь» и как форму слова «клятва»). Гид провел нас по "пустыне", снабжая рассказ цитатами из Торы, и усадил смотреть фильм про Авраама... Фильм – хороший, но неприятно сознавать, что создатель трех авраамических религий был душевнобольным человеком. Иное мнение после столь художественного воплощения его биографии случайному посетителю трудно будет составить. И это – не упрек в адрес создателей фильма, просто констатация факта. Наконец, мы вышли во дворик, туда, где и находится "колодец Авраама". Как рассказывают источники, первым на него обратил внимание английский священник и путешественник Генри Блейкер Тристрам, посетивший в 1864 году район Беэр-Шевы. Ознакомившись с преданиями местных бедуинов, хорошо знающий библейскую историю священник пришёл к выводу, что это – тот самый колодец, который, согласно Ветхому Завету, выкопал Авраам, и возле него и был заключен союз с царем Герара. Английский путешественник Клод Кондер, исследовавший с колодцем в 1874 году, нашел полустертую надпись на арабском, сделанную в 1112 году. Рядом были обнаружены следы большого поселения, существовавшего в римско-византийскую эпоху. Сегодня считается, что колодец был выкопан не ранее византийского периода, т.е. в IV-VII веках н.э. Поэтому место это – более символическое, нежели историческое. Рекомендуется посетить только при сильном желании глубоко познакомиться с легендами Танаха, тем более в такой необременительной манере, в противном случае случайный визитер выйдет из визитор-центра обескураженным.
1917 – Британские солдаты у колодца, разрушенного турками при отступлении.
Олива, остаток авраамовой рощи. До открытия художественного музея оставался еще час, поехали смотреть на паровоз. Паровоз 70414 / Engine 70414 Такие паровозы LMS Stanier 8F были завезены в 1930-40-х из Великобритании во время Британского мандата. Сегодня сохранилось всего 13 паровозов этого типа, причем почему-то преимущественно в Турции. Во всяком случае, так написано на сайте. Этот паровоз удалось приобрести в 2012 году и доставить в Беэр-Шеву (почему-то через Суэцкий канал). Паровоз установили на старой железнодорожной станции, построенной еще в те времена, когда эти территории принадлежали Турции. Османская империя, надо заметить, довольно поздно для империи принялась за строительство железных дорог. Лишь в 1915 году станция в Беэр-Шеве была соединена с Иерусалимом и стала частью мощного проекта «Хиджазская железная дорога». Но о ней мы подробно расскажем как-нибудь в другой раз. По Интернету кочует информация, что по этой дороге якобы можно было доехать до Каира. Да, таковы были планы, но им не суждено было воплотиться из-за поражения Турции в 1-й Мировой. Фактически железнодорожная станция была конечной на пути из Дамаска через Иерусалим, далее турки планировали продолжить его до Египта, который надеялись отбить у англичан; дорогу довели лишь до Ауджа эль-Хафира (что всего лишь в 70 км на юг от Беэр-Шевы). Там сохранились руины станции. Надо будет как-нибудь проверить. 1915 – Церемония открытия станции в Беэр-Шеве.
Но вернемся, впрочем, в Беэр-Шеву. От старой османской станции сохранилась лишь пара построек (и, говорят, водонапорка, которую мы почему-то не заметили). Дом начальника станции служил ему офисом и жильем для его семьи. Пристанционный туалет, по счастью, аутентичный лишь снаружи. Пассажирский вагон 3-го класса компании LSWR, 1893/94. Внутри вагона (снимал через довольно грязное стекло, прошу прощения за качество снимка). В вагоне-контейнере расположены офисы. Рядом – стойки для книгообмена. Невозможно не исследовать ассортимент :-) Хорошие книги – всегда в магазине Polonskybooks! Рядом со станцией в 2007 году к девяностолетию битвы за Беэр-Шеву турки установили стелу в память о своих погибших солдатах. По иронии судьбы, в ее основании находится плита, установленная британцами после победы. Рядом – бюст Мустафе Кемалю Ата-Тюрку. Не очень понятно, какое он мог иметь отношение ко всей этой истории, но нам не жалко. «Бейт ха-Нетивот» – собственно здание пассажирского вокзала. Над балконом можно заметить вывеску на арабском языке: «Бир аль-Шева», сохранившуюся с османских времен. Тогда турки использовали арабский алфавит, на латиницу они перешли только при Ата-Тюрке. Не на это ли событие намекает его бюст рядом? Указатель. Дверь. Аутентичная ли? После прекращения перевозок по железной дороги здание стало резиденцией британских губернаторов. Сегодня в историческом здании находится ресторан и галерея, где проводятся художественные выставки. Мы не смогли пройти мимо выставки, расположенной на втором этаже бывшего пассажирского терминала. Все понятно без слов. Онемение и оцепенение. Предоставим слово куратору выставки доктору Рахель Кроф:
Выставка открыта с воскресенья по четверг с 9:00 до 17:00 и закроется 4 апреля 2024 г. Наша Герника... Йегудит Шатрит "Черный восход" Тальма Динштейн "Кровь на ботинках" Aliza Borshak "Обгоревшая женщина" Моше Орон "Бомбоубежище" Aliza Borshak "Морщинистые фигуры" Моше Орон "Божественная частица в пламени" Др. Шамир "Без слов" Моти Саде "Перед ужасом" Работа Шанталь Банбо кажется случайно оставшимся экспонатом с прежней Шанталь Авро Банбо "Насмешливая крыса" Верните домой наших заложников! Продолжение: Беэр-шевские сладости |
|